Классификация и назначение различных видов памяти человека

Содержание

К одной из когнитивных функций относится память, которая представляет собой целый комплекс психологических навыков, которые приобретаются через органы чувств,  развиваются и деградируют на протяжении всей жизни человека. Если попытаться разобраться, какие виды памяти бывают у человека, то ее нельзя однозначно разделить на четкие группы. Но все-же попробуем.

Классификация видов памяти человека по характеру психической деятельности

Классификацию видов памяти можно сравнить с делением животных: классы, виды, подвиды и т.д. Так и виды памяти различны и имеют много подразделений. Процесс запоминания информации, получаемый по жизни тесно переплетен между ее источниками — зрение, слух, обоняние и т.д. и поэтому имеется множество названий видов памяти, связанных с этими источниками.

Двигательная память

Она же механическая память или моторная. Связана с любыми двигательными навыками. Таким образом дети учатся сначала сидеть, потом ползать и ходить. Разные люди таким образом танцуют один и тот же танец, копируя схожие движения. Тренировка моторной происходит путем повторения одного и того же движения несколько раз. Поэтому, говоря о тех людях, у которых она лучше всего развита, то это несомненно рабочие на конвейере, спортсмены, танцоры.

 

Эмоциональная память

Мир человека всегда наполнен эмоциями. Эмоциональная память закрепляет, удерживает и воспроизводит переживания человека, его эмоции. И чем они ярче и богаче, тем сильнее запоминаются. Все они являются результатом комплексного воздействия на мозг органов чувств человека.

Эмоции не всегда позитивны, а часто негативны. Наиболее яркие очень трудно забыть и в результате с человеком случаются психические расстройства, появляются фобии, от которых трудно избавиться. Турист, заблудившийся в горной пещере или подводник, побывавший в аварийной подводной лодке,могут получить клаустрофобию — боязнь маленьких, замкнутых помещений.

К счастью, центральная нервная система со временем сглаживает краски от полученных эмоций и их воспоминания становится более спокойными.

Смысловая или словесно-логическая память

Одно из коренных отличий человека от животного — умение разговаривать словами. Вот это свойство запоминать услышанные слова и воспроизводить их и есть смысловая память. Для запоминания крупных объемов материала мозг использует короткие мнемонические опоры из слов, которые будучи услышанными помогают вспомнить весь материал. Узнали!? Можно сказать это обычные подсказки, как на школьных уроках.

Наглядно-образная память

Этот вид памяти в разной степени есть у всего живого мира.

Это фиксация, запоминание и мысленное воспроизведение зрительных, звуковых, обонятельных образов.Она делится на множество видов

Эйдетическая память

Этот тип связан больше всего со зрительным каналом и в меньшей степени с остальными каналами передачи информации. Он отвечает за способность человека воспроизводить в мыслях те образы, которые были получены им визуально, тактильно, на слух или при помощи осязания.

Зрительная память

К ней можно отнести и визуальную и фотографическую память.

Она формируются через органы зрения. Причем, стоит сразу отметить, что зрительная память может быть:

  • долгосрочной
  • мгновенной.

Так, например, человек идущий по улице видит проходящих мимо него людей, видит лица, но он их не запоминает. С другой стороны, просмотрев альбом с картинами художников, человек может пересказать его содержание. Обусловлена такая избирательность тем фактом, что мозг будет отфильтровать то, что не нужно, бесполезно и что он не в состоянии запомнить за отведенное время. Кстати, мозг легко может запомнить прохожего, наступившего вам в толпе на ботинок или незнакомца, сказавшего вам «Проходите пожалуйста»!

 

Действие памяти при выживании

Развитие памяти в процессе эволюции способствовало выживанию человека. Вот пример запоминания и последующих реакций:

Слуховая память

Видов образной памяти, позволяющий человеку запоминать звуки — голоса, шум, крики животных — и затем их воспроизводить или мысленно анализировать и выявлять степень опасности и причину появления. Способствовала выживанию человека в дикой природе, а сейчас — существованию в обществе и возможности продвижения по карьерной лестнице.

Бывает

  • кратковременная слуховая память – помогает человеку быстро понять смысл услышанного и обработать поступающую звуковую информацию. Хранится несколько секунд и дает понять смысл и суть разговора.

После этого услышанная информация может быть забыта или может попасть в

  • долговременную память, где может храниться от нескольких минут и до конца жизни.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Музыкальная память

Это разновидность слуховой памяти по сохранению и последующему воспроизведение музыкальных мелодий. Она является сложносоставной, так-как кроме слуха и зрения, при запоминании материала используется и моторная двигательная функция — чаще всего пальцев.

Вкусовая память

Связана с поглощаемыми продуктами. Причем, человек способен не только узнать вкус пищи, которую он когда-то уже пробовал. Но также может полноценно воспроизвести этот вкусовой образ в своей голове. Классический случай — подумайте «лимон» и вы почувствуете его вкус и выделение слюны.

Поэтому вызывает сомнения поговорка: « Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет». Станет слаще, но не сильно, халва не лимон и не вызывает такой бурной реакции.

Осязательная или тактильная память

Это воспроизведение образов при помощи прикосновений. Тактильные чувства хорошо развиты. В связи с чем, человек на ощупь может понять какой предмет находится перед ним, даже если он его не видит. И эти ощущения надолго откладываются в его памяти. Человек легко на ощупь может определить тип поверхности которую он трогает, будь это бетон, дерево, железо, кусок ДСП, чайная ложка или стеклянная чашка.

развитие тактильной памяти у ребенка

Обонятельная память

Обонятельный канал передаёт данные о многочисленных запахах, формируя тем самым своеобразную обонятельную категорию.

Именно она помогает классифицировать запахи, относя их к тому или иному предмету.

зачем газ делают пахучим

Болевая память

Необычным видом является болевая.  Эта память способствует выживанию всего животного мира, в том числе и человека. Его ело способно запомнить все болезненные ощущения и ту ситуацию, в которой он их пережил. Поэтому при повторении такой же ситуации, инстинктивно срабатывают защитные механизмы, которые помогают человеку сориентироваться в обстановке и не допустить повторных возникновений дискомфортных ощущений. И это еще мягко сказано! Ее следствием может быть паника.

Кинестетическая или «мышечная» память

Это тип памяти, который мы используем при движениях, привычных или непривычных. Этот тип памяти очень требует для своего поддержания повседневной практики и регулярного повторения. Поэтому когда человек возвращается на сложное производство после длительного перерыва, он вновь проходит небольшой обучение для восстановления утраченных двигательных навыков. Тоже требуется водителям для восстановления после «зимней спячки».

Кратко виды памяти можно различать так

таблица 1:

Классификация памяти по временному промежутку Классификация по способу поступающей информации
  1. Мгновенная (иконическая)
  2. Кратковременная
  3. Длительная
  4. Генетическая (наследственная)
  1. Зрительная
  2. Слуховая (музыкальная)
  3. Обонятельная
  4. Осязательная
  5. Вкусовая
  6. Эмоциональная
  7. Эйдетическая

Этапы обработки информации при запоминании

Если говорить о структуре и механизме восприятия, анализа и отправки на хранение в память любой полученной информации, то это происходит на следующих уровнях.

  1. Сенсорная обработка любых данных. На этот период отводятся доли секунды. Все запоминается кратко и откладывается на более длительное хранение лишь в том случае, если она была проанализирована, как ценная.
  2. На следующем этапе полученные данные отправляются на сохранение. Если они используются в самом ближайшем времени и человек их применяет практически сразу, тогда этот вид называется кратковременной. К нему относятся, например, распоряжения на работе, которые нужно выполнить в течение текущего рабочего дня.
  3. Далее идет долговременная или долгосрочная. Это место является хранилищем всего важного, что будет использовано на протяжении длительного периода жизни. Как правило, сюда относятся все полученные навыки и жизненный опыт, знания и умения, воспоминания и впечатления.
  4. Оперативная память – она схожа с внутренней компьютерной. Этот тип используется тогда, когда нужна работа с небольшими объемами информации на протяжении длительного отрезка времени. Несмотря на ее сходство с кратковременной – между ними существуют все же определенные отличия.
  5. Третичная память – относится к долгосрочным. Чаще всего используется для хранения языковых массивов.

Типы запоминания

Далее, чтобы понять процесс обучения и развития интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, следует рассмотреть подробнее способы запоминания.

Механическое запоминание

Суть ее заключается в том, что все данные усваиваются ровно в том виде, в котором они поступили к человеку или ребенку. Мозг не трансформирует то, что получает, а усваивает в первоначальном виде. В прошлом веке считалось, что так лучше всего учатся иностранные языки, которые требуют механического запоминания. Хотя сейчас появились совершенно другие, более эффективные методики обучения иностранным языкам.

Логическое запоминание

Еще один тип запоминания называется логическим. Он является противоположным механическому. Во время анализа данных происходит их обработка мозгом с дополнительной обработкой и выстраиванием логических цепей. В результате возникают ассоциативные связи и цепи, трансформируемые на основе собственного жизненного опыта и имеющихся знаний. Именно такой вариант хранения образов позволяет более качественно усвоить то, что получено человеком извне.

Классификация видов памяти в зависимости от используемых средств

  • Опосредованная – именно в этом случае анализ потока поступающей в мозг информации происходит с использованием логических, синтезирующих, ассоциативных связей. Такие методики позволяют выстраивать логические последовательности, просчитывая результат своих или чужих действий.
  • Непосредственная – способна только запечатлеть и удержать малое количество потока данных на незначительный период времени.
  • Социальная – она позволяет из общего числа людей выделять тех, которые близки к данному человеку. Причем узнавание происходит по всем органам чувств – зрительному, слуховому, даже обонятельному.

Итог — что из себя представляет память?

Познавательные (когнитивные) навыки и умения являются одними из важнейших характеристик человека, открывающими перед ним неограниченные возможности. От того, насколько они развиты, зависит возможность добиться в жизни успеха. Ведь именно они в совокупности формируют интеллект человека, показывая степень его развития.

Важнейшей мыслительной функцией является память. Она проявляется в возможности сохранить определенную информацию, затем ее воспроизвести в нужной ситуации. Именно она позволяет человеку накапливать опыт и знания. Благодаря способности запоминать происходит совершенствование умений и познание окружающего мира.

Многие виды животных способны к запоминанию, но именно у человека эта функция наиболее интенсивно и совершенно развита, формируя интеллект, который способен к развитию. Каждый индивидуум в популяции отличается своей особенностью к запоминанию и развитию, демонстрирую высокий или более низкий интеллект. Кому-то этот процесс развития дается легче, кому-то труднее. Если говорить об условиях, которые влияют на совершение интеллекта, то к ним можно отнести:

  • наличие генетических нарушений, влияющих на нее;
  • наследственная предрасположенность;
  • общее состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие травм мозга;
  • уровень жизни;
  • усилия, прилагаемые для развития способностей;
  • качество образования;
  • интенсивность воспитания как внутри семьи, так и вне ее;
  • качество потребляемых продуктов не только во время взросления ребенка, но и во время развития в утробе матери;
  • экологическая обстановка;
  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • физическая активность, которая позволяет мозгу усваивать большее количество кислорода;
  • возрастные изменения;
  • состояние психического здоровья;
  • проведение специальных игр и тренингов для поддержания качества этой функции;
  • качество жизни на разных этапах развития человека.

Также на разных возрастных этапах, особенно в период интенсивного обучения, стоит учесть, что для запоминания лучше всего подходит та информация, которая является для данного человека значимой и важной. Именно всецелое развитие интеллекта позволяет качественно повлиять на память и другие когнитивные функции.

Процессы, происходящие в памяти

Для того, чтобы какие-либо сведения были отпечатаны в памяти, необходим ряд последовательных операции. Они происходят не только в головном мозге, но и в остальных рецепторах, являющихся проводниками сведений из внешнего мира. Таким образом она включает в себя:

  • Обработку сведений, которые поступают по одному из пяти основных каналов восприятия – зрительному, слуховому, обонятельному, вкусовому, тактильному.
  • Далее происходит процесс запоминания.
  • После чего поток сведений сохраняется в определенном отделе головного мозга.
  • При необходимости она должна воспроизвестись.
  • Постепенно сведения забываются, особенно если ими не пользоваться определенный промежуток времени.

Таким образом можно сделать вывод: чем болеет часто человек пользуется тем, или иным приобретенным навыком, тем сильнее он отпечатывается в головном мозге и на более длительный период запоминается.

И чем ярче образы, возникающие в момент запоминания, тем сильнее они запоминаются. как помнить все

Соотношение памяти  с интеллектом

Память является неотъемлемой частью всего когнитивного процесса человека – формируя его интеллект и развитие. Когнитивный процесс изучается когнитивной психологией. В свое время эта часть психологии выработала четкий алгоритм, согласно которому человек использует определенную стратегию решения разных проблем. В соответствии с ней он использует следующие виды интеллекта:

  • умственный интеллект используется для обработки любого потока данных, то есть совершает мыслительные действия;
  • социальный интеллект позволяет применять разнообразные социальные поведенческие модели;
  • эмоциональный интеллект ответственен за узнавание и управление своими и чужими эмоциями.

Каждый из видов интеллекта непосредственно завязан на память. Так как именно она позволяет применять ту или иную стратегию, в соответствии с имеющимися знаниями и полученным в течении жизни опытом. Но в тоже время не только она является признаком высокого интеллекта. Помимо этого, мозг должен совершать ряд логических комбинаций, уметь синтезировать и анализировать весь объем знаний. К тому же, бывает еще такая отдельная категория, как творческие способности. Для того, чтобы развивать человека, необходимо применять разные методы. именно разносторонний подход позволяет развить им все когнитивные функции. И не допускает преобладание одного из видов.

Уровни развития и прогресса памяти

За всю свою жизнь человек проходит определенные этапы развития когнитивных навыков:

  1. Моторная – отвечает за двигательные навыки. Именно этот вид формируется одним из первых, поэтому ему так важно уделять особое внимание, для полноценного развития ребенка.
  2. Эмоциональная – связана с ощущениями, как положительными, так и негативными. Способна в течение длительного времени сохраняться и проявляться в виде определенных реакций.
  3. Образная – связана со всеми каналами передачи данных (от зрения, заканчивая осязанием).
  4. Словесно-логическая – является высшим видом развития, присущим человеку. Этот вид связан как с речью, так и со способностью выполнять логический анализ и синтез всего накопленного. Зачастую его называют семантической способностью человека.

В отдельную категорию можно выделить генетическую память – она не имеет опосредованного отношения ко всем когнитивным процессам. Но несмотря на это играет важнейшую роль в поведении человека, как одного из индивидуумов, принадлежащего к определенной группе.

Запоминание, воспроизведение и забывание

Человек способен запомнить, потом воспроизвести и иногда забыть все то, что он получил в потоке данных. Именно воспроизведение того, что было когда-то положено на «хранение» в определенную часть мозга, делает человека человеком. Так как не простое запоминание, а именно правильное его использование позволяет развиваться человеку, проявляя свой интеллект в определенных ситуациях.

Поэтому с этой точки зрения воспроизведение по памяти разделяется на:

  • Произвольное – в этом случае человек прикладывает определенные усилия, чтобы припомнить факт, установить между ним и другими логические связи и применить их на практике.
  • Непроизвольное воспроизведение – когда какой-либо факт всплывает сам с собой, без воздействия дополнительных стимулов. Стоит особо подчеркнуть, что именно этот факт является первым признаком, отделяющим человека от всех остальных животных.

Хотя  этот факт подвергаю сомнению —  ещё никому неизвестно, что думают животные, что у них всплывает в мозгу при виде разных образов. Они не умеют разговаривать и передавать свои мысли словами, а жестов, движений и звуков ещё явно недостаточно для их понимания.

Развитию интеллекта и памяти, в совокупности с синтетическим и аналитическим мышлением, стоит уделять особое внимание не только в раннем детстве, но и на протяжении всей жизни.

Возрастные особенности

Говоря о влиянии возраста на все когнитивные процессы, необходимо уловить назначение различных видов памяти для каждой возрастной группы:

  • образная важна для того, чтобы уметь мыслить ассоциативно, независимо от возраста;
  • словесно-логическую важно развить у дошкольников и поддерживать в дальнейшем на высоком уровне в течение всей жизни. Именно она в старом возрасте, снижаясь, приводит к появлению когнитивных нарушений и в последствии к старческой деменции.

память можно восстановитьДля того, чтобы поддержать у пожилых людей высокую умственную деятельность и интеллект, дайте мозгу возможность тренироваться и проявлять свое развитие. Примеры упражнений для поддержания памяти пожилых людей — на этой странице.

К тому же необходимо обеспечить его полноценным правильным питанием. Именно это позволит сохранить нейроны мозга в работоспособном состоянии в течение длительного промежутка времени. А это непосредственно влияет на все когнитивные функции мозга.

Этот блог читают уже
более 6000 человек
- читай и ТЫ!
Оставьте свой коментарий:
:smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5: :smile6: :smile7: :smile8: :smile9: :smile10: :smile11: :smile12:

«Садитесь с нами! У нас
есть, что вспомнить!»